Фарси – государственный язык Ирана


ДИАЛОГ ЦИВИЛИЗАЦИЙ: РОССИЯ, ИРАН

Декабрь 9, 2006

ВЛАДИМИР САЖИН,
Профессор, востоковед, эксперт Института Ближнего Востока, политический обозреватель радио «Голос России», Москва

Предлагаемая тема практически неисчерпаема. Мое выступление лишь небольшой штрих, затрагивающий по касательной важнейшую и многогранную проблему взаимодействия цивилизаций. Это скорее предложения к постановке данной проблемы.

Что такое цивилизация?
Это сложный вопрос, на который ученые дают самые разнообразные ответы, поскольку само понимание цивилизации многогранно и неоднозначно: от синонима культуры до определения всего земного бытия человечества.
Нам представляется, что наиболее близкой к целям моего выступления является дефиниция цивилизации, предложенная российским ученым Н.С.Симония, которую он определяет как “исторически сложившееся единство материальной и духовной культуры, продукт весьма длительного существования более или менее стабильной этнодемографической общности, занявшей определенный ареал ойкумены”.
Английский мыслитель Арнольд Тойнби насчитал 21 крупную цивилизацию в истории человечества, из них до нас дошли четыре: христианская, индуистская, дальневосточная и исламская. В целом, постановка вопроса о цивилизациях представляет собой не только сугубо теоретическую ценность, но и, безусловно, практическую и даже более конкретно - политическую. Поскольку многие политологи, историки высказывают мысль, что XXI век будет веком разнообразных взаимосвязей, взаимовлияния различных цивилизаций, причем самого многостороннего характера от конфронтации, противоборства, конкуренции, - до сотрудничества и обогащения друг друга. Например, Сэмюэль Хантингтон считает, что “главные конфликты... будут происходить между нациями и группами, принадлежащими к различным цивилизациям. Столкновение цивилизаций будет доминировать в мировой политике”.
Так ли это? Думается, что нет. И то, что Генеральная Ассамблея ООН практически единогласно поддержала идею президента Ирана г-на Мохаммада Хатами о диалоге между цивилизациями подтверждает это.
Но все же для объективного ответа на этот вопрос требуется, конечно, углубленное, широкомасштабное исследование предмета, причем с различных сторон, под различными углами зрения и не одним ученым, ни одним НИИ. Ведь речь идет о взаимодействии множества субъектов цивилизационного процесса, каждый из которых миллиардами нитей связан с другими, в комплексе и составляющими то, что мы и называем цивилизационными процессами.

Об идее диалога цивилизаций
Как известно, 2001 год провозглашен Генеральной Ассамблеей ООН годом диалога цивилизаций. Прекрасную, прогрессивную идею, содержащую новую модель развития международных отношений, предложил президент Ирана г-н Мохаммад Хатами.
Он призвал к участию в диалоге не только философов, ученых, теологов, но также художников и поэтов, для которых, по словам президента ИРИ, “море, горы и леса не являются только источником энергии, нефти и полезных ископаемых”. Хатами выразил надежду о том, что “закончилась эра злобы и насилия, что во вселенной зазвучит голос любви к истине, голос справедливости и уважения к человеку”. Прекрасные слова, романтические и возвышенные. Но, наверное, во многом опережающие наше время.

Диалог цивилизаций: Россия - Иран
Действительно. Не все так просто в вопросе о диалоге цивилизаций, как нам всем представляется.
Выступая в Нью-Йорке на конференции, где обсуждался вопрос диалога цивилизаций Мохаммад Хатами, в частности, заметил: “Кажется, настало время для того, чтобы современная западная цивилизация, основанная на декартовско-фаустовской трактовке бытия, прислушалась и к другим трактовкам и точкам зрения, распространенным и в других интеллектуальных и культурных сферах жизни человечества”. Имеется в виду, чтобы именно Запад воспринял другие, в том числе и исламские ценности, а не произошло бы естественное для любого диалога взаимное восприятие ценностей друг друга. Но тогда, извините, конечно, это не диалог – это лекция для студентов. И надо с сожалением отметить, что такое понимание диалога, а точнее лекции, осуществляется Ираном на практике. Возьмем, к примеру, российско-иранский диалог в области культуры. Уже все российские иранисты написали, сколько в Москве было вечеров персидской поэзии, выставок миниатюр, каллиграфии, книжных ярмарок, концертов иранской музыки, дней кино и так далее. Но, почему в Тегеране не выступает танцевальный ансамбль Игоря Моисеева, народный хор имени Пятницкого, русский балет, опера, цирк, не проводятся концерты русской классической музыки, выставки русской классической и современной живописи. То есть всего того, что составляет основу русской, российской культуры, признанной во всем цивилизованном мире. Почему-то в Тегеране нет центра Русской культуры, нет изданий, показывающих жизнь России. Получается какой-то односторонний диалог. Это можно расценить, как определенный клапан, который выпускает культурно-идеологическую продукцию из Ирана, а в Иран ничего, что шло бы НЕ в русле исламских ценностей, то есть НЕ в русле исламской цивилизации, не допускается.
В этой связи вспоминаются благодатные времена лидера СССР, Первого секретаря ЦК КПСС Никиты Сергеевича Хрущева с его идеей мирного сосуществования, которые, как оказалось в результате сопоставительного анализа, так близки к идее диалога цивилизаций президента Хатами.
Безусловно, иранский лидер внес чрезвычайно позитивное, миротворческое начало в проблему взаимосвязей цивилизаций. Это более оптимистичный взгляд в будущее в отличие от взглядов знаменитого Сэмюэля Хантингтона, считающего, что “столкновение цивилизаций будет доминировать в мировой политике”.
Однако идея Хатами уж очень напоминает новую редакцию “политики мирного сосуществования”, провозглашенную лидером СССР Никитой Сергеевичем Хрущевым в конце 50-х годов.
Обе идеи априори делят мир по принципу: “мы - они”, “свои - чужие”. Более того, “политика мирного сосуществования” рассматривалась идеологами ЦК КПСС как продолжение классовой борьбы между социализмом и капитализмом другими (в отличие от Сталина) методами в новой исторической эпохе. Предполагалось, наращивая военную и экономическую мощь СССР, не допустить при этом возможности возникновения большой ядерной войны, развивать в допустимых пределах (экономически выгодных Москве) отношения с Западом, при этом одновременно всемерно усиливать идеологическую войну против него, и не допускать проникновения чуждой идеологии в “единомыслящий” (в кавычках) Советский Союз, создавать условия для создания мировой коммунистической цивилизации, путем экспорта революции по-кремлевски.
А что мы наблюдаем в современном Иране? Простите, конечно, за не совсем дипломатическую и корректную прямоту, - Та же борьба с экспансией западной культуры, с влиянием Запада. Сегодня многие сравнивают г-на Хатами с г-ном Горбачевым. Правомерно ли это? Думаю нет. Хатами - скорее – аятолла Хрущев.
Таким образом, понимание цивилизационного диалога у современной России и Ирана (в отличие от бывшего СССР) несколько отличаются. Иран призывает к участию в диалоге философов, ученых, теологов, художников, поэтов. Это, конечно, прекрасно, как говорится, - на высоком космическом уровне, и нужно. Но здесь нет политиков, экономистов, политологов, аналитиков, которые и работают в прямом смысле - на земле, на полях цивилизационных диалогов. Я же считаю такой подход несколько односторонним. Сегодня мир пропитан политикой, которая сочится и капает даже из идеи о диалоге цивилизаций. Поэтому и политики, и экономисты, и политологи, и аналитики должны стать рабочими лошадками (или, по-восточному - трудовыми осликами), выводящими народы на путь продуктивного диалога.
Однако, совсем не хочется завершать свое краткое выступление в минорной тональности.
Прекрасная идея президента Мохаммада Хатами является, безусловно, той путеводной звездой, которая должна вести все человечество в будущее без войн и конфронтаций. И надо отдать должное самому президенту ИРИ и его концепции, которая уже сегодня, в этом совсем не идеальном мире приносит свои плоды. Два примера. В Центральной Азии началось осуществление проекта “Сеть посланников доброй воли”, который должен помочь предотвратить возможные приграничные конфликты между государствами региона. В Киргизии, Узбекистане и в Таджикистане созданы группы неофициальных посредников или “народных дипломатов”, в которых собрались люди, пользующиеся уважением в Центральной Азии. В частности, от Киргизии в проекте участвует известный писатель Чингиз Айтматов. Второй пример. Для предварительного обсуждения проблем диалога между цивилизациями и культурами в Тегеране дважды побывали представители Русской Православной Церкви, а во время официального визита президента Ирана Мохаммада Хатами в Россию состоялась его беседа, касающаяся этих проблем, с Патриархом Алексием II.
Мы в России считаем и верим, что, несмотря ни на что у идеи диалога между цивилизациями есть будущее.

Hosted by uCoz