Фарси – государственный язык Ирана


 Диалог цивилизаций – веление времени

20 сентября в Исламской Республике Иран отмечается День диалога цивилизаций. Во всех школах, вузах и научно-культурных центрах этой страны проводятся различные мероприятия. Концепция «Диалога цивилизаций», основанная на принципах сохранения своей самобытности и уважении культур и традиций других народов, была официально предложена Президентом ИРИ Саидом Мухаммедом Хатами в этот день несколько лет назад.

По его же предложению ООН объявила 2001 год Годом диалога цивилизаций, благодаря чему идея лидера Ирана стала предметом изучения и обсуждения во всех уголках нашей планеты. В основе иранской концепции лежит идея укрепления мира и международной безопасности. О ее предыстории, роли Ирана в достижении диалога цивилизаций корреспонденту Казинформа рассказывает эксперт по вопросам культуры Культурного представительства посольства ИРИ в Казахстане доктор Хейдар-ней.

Вопрос диалога цивилизаций и роли Иpaнa в этом процессе берет свое начало с 1991 года. Он совпал с распадом бывшего Советского Союза. Политические проблемы периода 1945-1991 годов, известного как период «холодной войны», рассматривались на основе двухполюсной мировой модели. С одной стороны - Западный мир во главе CША с такими характерными чертами, как политико-демократическая, социал-либеральная и экономико-капиталистическая система, с другой стороны - восточный блок во главе с СССР со своими особенностями коммунистической идеологии и социалистического строя. Остальные страны были сторонниками этих двух сверхдержав, находясь под их влиянием, говорит иранский эксперт.

Сразу после распада Советского Союза практически одновременно появились и параллельно развивались две общественно-политические концепции, призванные, по мнению их авторов и сторонников, при возможности, заменить бывший двухполюсный мир новой моделью взаимоотношений между странами и народами на мировом уровне.

Первая концепция была разработана и представлена американским политическим аналитиком Фрэнсисом Фукуяма в книге «Конец истории и последний человек» (1992 год). Она строится на идее «вестернизации» и глобализации. Фукуяма рассматривает распад СССР как аргумент в пользу этой идеи, утверждая, что в настоящее время мир и человечество достигли наивысшей точки социо-политической жизни индивида, которая является либерально-демократическо-капиталистической системой Запада и признанной самой вожделенной. Он убежден, что в мире больше нет двойственности, нет войны, и поэтому так и называет свою книгу, считает доктор Хейдар-ней.

Что касается второй концепции, то она была предложена в 1993 году Сэмюэлем Хантингтоном в известном американском журнале "Foreign affairs" в статье «Столкновение цивилизаций». Доктрина Хантингтона была разработана в противовес концепции Фукуяма. Он полагает, что после распада Советского Союза мировые конфликты не только не заканчиваются, а наоборот, проявляются в новой форме и в новом облике, что и есть столкновение цивилизаций. Хантингтон, опровергая концепцию « Конец истории» Фукуяма, считает ее чистой утопией. Концепция столкновения цивилизаций указывает на наличие восьми цивилизаций в современном мире, которые отличаются друг от друга религиозными факторами и характеризуются враждебностью в отношении друг друга. Это - Западная (Западная Европа и Америка) с преобладанием протестантства; Южно-американская с преобладанием католицизма; Исламская (значительная часть Азиатского континента и Север Африки); Цивилизация конфуцианства (Дальний Восток с центром в Китае ); Японская; Славяно-русская православная; Индийская (Индия и граничащие с ней страны и Африканская.

Опираясь на исторические события, такие, как крестовые походы, а также на нынешние ситуации подобно в Боснии, Хантингтон старается представить противостояние между исламом и Западом более глубоким и значительным. Вслед за этими диспутами в западном обществе появилось некое чувство страха и необоснованного беспокойства в отношении мусульман - исламофобия. И это беспокойство, прежде всего, было направлено не на исламские страны, а на мусульманские меньшинства, проживающие на Западе, которые, имея высокий уровень роста населения, не растворились в западной культуре, сумев сохранить свою исламскую сущность и менталитет. Поэтому они якобы могли представлять серьезную опасность интересам Запада. Конечно, подобный безосновательный взгляд в отношении мусульман и ислама наблюдался среди тех людей, которые мыслили под влиянием соответствующей пропаганды и в рамках концепции столкновения цивилизаций Хантингтона. Естественно, появление движения «Талибан», события, связанные с организацией «Аль-Кайеда», а также проблема Ирака еще больше обострили эту проблему, отмечает иранский эксперт.

Таким образом, 90-е годы ХХ века - это годы, насыщенные напряженными событиями и проблемами. Мир накануне ХХI века нуждался в такой идее, которая могла бы обеспечить народам и странам право на свою ментальность и самобытность и не принуждала их в сторону однополюсного мира, в частности, в пользу Запада, заменив вражду и противостояние дружбой и мирным сосуществованием. То есть в такой идее, в рамках которой народы мира использовали бы опыт друг друга в разрешении существующих проблем. Идея, которая была бы далека от экстремизма и однобокой тенденции в сторону вестернизации, была бы в стороне от войн и конфликтов. Другими словами, идея, которая преследовала бы цель равновесия и баланса, то есть не растворение всех культур в западной культуре, как полагал Фукуяма, и не кровавое столкновение цивилизаций и повторение горьких опытов истории, как утверждал Хантингтон. Появление новой идеи было суровой необходимостью.

Именно на этом важном этапе Президентом Ирана Саидом Мухаммадом Хатами была предложена совершенно новая идея диалога цивилизаций, принципам и особенностям которой он сам дал трактовку в своих статьях, книгах и выступлениях. Это - равновесие и баланс интересов. Данная идея была рождена народом и государством, которые в течение всей своей многовековой истории искали равновесие и баланс. Такое равновесие, которое отвечало бы чаяниям всех народов и стран. Равновесие, в рамках которого народы и государства, сохраняя свой менталитет и традиционные ценности, не забывают о мирном сосуществовании и об обмене опытом с другими, что является необходимым атрибутом жизни современного мира. Без сомнения, равновесие берет свое начало от образованности и мудрости человека, который может провести диалог с целью разрешения проблем мира и человечества в атмосфере дружбы, подчеркнул доктор Хейдар-ней.

Специалисты говорят, что общемировые гуманистические идеи рождаются чаще всего в многонациональных и многоконфессиональных странах. Так, в Иране на протяжении многих веков мирно живут представители различных народов – курды, турки, армяне, евреи, белуджи, туркмены, луры, арабо-язычные племена Хузестана и другие. Независимо от национальности все граждане страны называют себя иранцами. Несмотря на то, что ислам объявлен государственной идеологией и 98,8% населения Ирана являются мусульманами, в этой стране развиваются христианская, причем разного толка, зороастрийская и иудейская религии. В городах Ирана, помимо многочисленных мечетей, есть церкви, костелы и синагоги. И они объявлены государством как достопримечательности страны. Иран, как заявляют его лидеры, - миролюбивая страна, она выступает за диалог конфессий, миролюбие, справедливость, равноправие всех народов и торжество общечеловеческих ценностей, ее военная доктрина определена только как оборонительная.

Казахстан в этом плане имеет много общего с Ираном. В республике в условиях стабильности и межнационального согласия живут представители 130 народов мира и практически всех конфессий и их различных течений. Год назад - 23-24 сентября 2003 года - в Астане по инициативе Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева с успехом прошел съезд мировых и традионно-национальных религий. Событие имело огромный резонанс во всем мире.

Сара Мустафина, Казинформ.

Hosted by uCoz