Дипломатический
протокол и дипломатическая практика
Ф.Ф.Молочков
Дипломатический протокол– политический инструмент дипломатии
Дипломатическая служба, выполняя стоящие перед ней задачи,
соблюдает при осуществлении различных внешнеполитических
мероприятий определенные традиции, условности и правила,
совокупность которых называется дипломатическим протоколом или
сокращенно протоколом.
Дипломатический протокол является формой, в которую облекается
та или иная внешнеполитическая акция (акт, мероприятие)
государства, его представительства или представителя. В этом –
политический смысл и значение дипломатического протокола.
Правила дипломатического протокола основываются на так
называемом принципе «международной вежливости», в понятие
которого входит соблюдение почтительности и уважение всего, что
символизирует и представляет государство.
Именно из этого принципа взаимного уважения и вежливости в
международном общении возник, развился и существует
дипломатический протокол.
Дипломатические отношения между странами, дипломатические акции
в письменной форме поддерживаются с соблюдением правил
вежливости. Если известный афоризм Сервантеса: «Ничего не дается
нам так дешево и ничто так не ценится так дорого, как
вежливость» имеет общечеловеческое значение, то для дипломата
или другого лица, участвующего «в сфере международной»,
вежливость непременная норма дипломатического протокола.
С соблюдением правил дипломатического протокола назначаются
главы дипломатических представительств, а также военные атташе,
происходит вручение верительных и отзывных грамот;
осуществляются дипломатические визиты и ведутся беседы;
проводятся разные виды дипломатических приемов, ведется
дипломатическая переписка; происходят прием и проводы
официальных делегаций; ведутся переговоры; созываются
международные конференции и совещания; осуществляется
реагирование на разного рода праздничные, а также траурные
события; соблюдается этикет гимна и государственного флага.
В соответствии с правилами дипломатического протокола
определяется поведение дипломатов в стране пребывания, их одежда
в официальных случаях и т.д.
Этот перечень не является исчерпывающим, и, можно сказать. ни
одна из внешних форм деятельности в международном общении не
осуществляется без соблюдения правил дипломатического
протокола..
Дипломатический протокол лежит в основе протокольных норм,
принятых в таких международных организациях, как ООН, ЮНЕСКО,
МОТ, ВОЗ, МАГАТЭ и многие другие. Применение протокола в
международных организациях заслуживает особого изложения и
поэтому ему посвящена отдельная глава.
Протокол является международным, поскольку его основные правила
общепризнанны и во всех странах соблюдается более или менее
одинаково. Дипломатический работник, приезжая в любую другую
страну любого континента, будь то Париж или Вашингтон, Прага или
Дели, Анкара или Токио, встречается в основном с одинаковыми
правилами дипломатического протокола. Конечно, каждая страна
может вносить и вносить в них свои дополнения и поправки,
вытекающие из ее социального строя, национальных или религиозных
традиций и обычаев. В Индии, например, существует прекрасный
обычай надевать на пребывающего в страну почетного гостя венок
из цветов. На острове Бали (Индонезия) автор был свидетелем
колоритной религиозной церемонии, отгонявшей «злых духов» от
прибывших гостей. В Болгарии, Югославии и в ряде других странах
почетным гостям предлагается хлеб-соль и чарка национального
вина.
Советский протокол отличается от буржуазного тем, что, соблюдая
основные нормы международной протокольной практики, он в
соответствии с принципами ленинской национальной поли тики не
делает различий между представителями больших и малых стран и не
допускает дискриминации в отношении последних. Советский
протокол стремится к максимальном у упрощению протокольных
церемоний, к демократизации и простоте протокольных норм, к
деловитости.
Так, беседуя 10 марта 1974 года с французскими журналистами о
предстоящей встрече с президентом Франции Ж.Помпиду, Генеральный
секретарь ЦК КПСС, Л.И.Брежнев подчеркнул: «Мы условились с
Президентом как можно меньше времени отвести на так называемым
протокольным мероприятия и максимум внимания уделить деловым
переговорам».
В нормах советского протокола отсутствует то, что противоречит
советскому строю и правилам социалистического общежития.
Советскому дипломату, а также другим советским работникам в
области международных отношений хорошее знание правил
дипломатического протокола важно и необходимо, во-первых, для
того, чтобы самому правильно применять их в своей работе, и,
во-вторых, для того, чтобы распознавать их значение, в
особенности когда они содержат в себе преднамеренное желание
нанести протокольной формой ущерб престижу Советского
государства, его руководителям или его официальным
представителям.
В этом отношении характерен и поучителен следующий исторический
факт. Английский представитель в Москве Ходжсон передал
народному комиссару по иностранным делам Г.В.Чичерину ноту
министерства иностранных дел Великобритании Керзона от 7
сентября 1921 года. Нота не имела ни заголовка, ни обращения, ни
подписи. В связи с этим В.И.Ленин направил Г.В.Чичерину записку,
в которой писал:
"Т.Чичерин!
По-моему, надо отучить от этой манеры. Нельзя ли отучить так:
ответить формально и письменно с ссылкой на «ноту». Тогда они
поймут, что мы будем (вскоре) публично издеваться над ними и
gifler их за неподписанные ноты.
Ваш Ленин."
Ленинское указание касалось грубого нарушения англичанами
международных протокольных норм, принятых в дипломатической
переписке. За этим нарушением скрывался политический смысл.
Посылая свою ноту в такой форме, английский МИД хотел
продемонстрировать свое неуважение к молодой Советской
Республике. Это и вызвало такую реакцию со стороны В.И.Ленина.
27 сентября 1921 года Англии был дан соответствующий ответ.
Протокольные правила возникли не вдруг и не в результате
изобретения, сделанного каким-либо дипломатическим или
политическим деятелем, или же решения какого-либо
дипломатического форума. Исторические правила дипломатического
протокола в виде обычая возникли в глубине веков, начиная с
образования примитивных государственных форм, в результате
частого и однообразного соблюдения обычаев и условностей в
общении при одинаковых, по существу, событиях – объявления
войны, предложении о замирении, заключении договора и т.п.
Время шло. Обычаи эти развивались, усложнялись. Складывались
особые правила. На Руси, например, с другими государствами
утверждались присягой – «крестным целованием», Великий князь, а
позднее царь присягал в присутствии иностранных послов.
Придворный протокол после молебна читал «заклинательное письмо о
содержании вечного покоя», за ним повторял слова царь, а
«грамота докончательная» в то время лежала под Евангелием. По
окончании чтения клятвы царь прикладывался к кресту и, взяв
«грамоту докончательную», отдавал ее послам государства, с
которым заключался договор.
Исполняя со всей пунктуальностью требуемые обряды, цари также
внимательно наблюдали за исполнением их другой стороной. Иван
Грозный, например, требовал, чтобы посол при присяге
прикладывался «в самый крест», а не «ми мо креста. да и не
носом».
Утвержденный крестным целованием договор считался нерушимым «во
всех статьях, запятых, и точках, безо всякого умаления .. в
целости». Форма договора была аналогична западноевропейским
образцам.
До конца 17 века русские государи договоров не подписывали, а
подписывали вместо них царское имя дьяки, потому что «цари и
бояре ни к каким делам руки не прикладывают, для того устроены
дьяки».
С развитием общества, сменой общественно-экономических формаций
менялись и протокольные нормы. Интересна, например, история
возникновения такой нормы дипломатического протокола, как
почетный караул в честь высоких иностранных гостей.
Известно, что до конца 15 века, а в некоторых странах до 17 века
постоянных дипломатических представительств не существовало, а
отношения между государствами поддерживались направлением время
от времени специальных посольств. Обычно такие посольства
сопровождались большой свитой. С посольством следовал
значительный багаж богатого гардероба посла и свиты, а также
ценных подарков. Такие подарки, преподнесенные русским царям
иностранными послами, можно видеть в Оружейной палате
Московского Кремля. Богатые одежды посла и его свиты и ценные
подарки должны были свидетельствовать о богатстве страны и
посла.
В те времена было небезопасно путешествовать без вооруженной
охраны. В дополнение к собственной посольской охране охрану
выделяло и принимающее государство, и она от границы
сопровождала посольство.
Со временем простая форма охраны посольства превратилась в форму
демонстрации военной силы принимающего государства. Кроме
караула, сопровождавшего посольство, в главных городах на пути
следования, а в особенности в столице, стали выставлять войска с
вооружением. Во время следования посольства шла стрельба из
пушек, играла военная музыка.
Внешне это носило форму оказания воинских почестей, а по
существу являлось замаскированной военной демонстрацией. Она
должна была показать военную мощь страны и тем самым поразить
воображение иностранных гостей. Вот как в те времена встречали
послов в Москве. Въезд послов в город происходил с пышностью,
при большом стечении народа. Вдоль всего пути стояли конные
служилые люди и боярские холопы в богатом вооружении, на
роскошно убранных конях, выстроена пехота со знаменами и
пушками. Вся эта обстановка должна была внушать послам
представление о богатстве и могуществе Русского государства.
В дальнейшем с учреждением постоянных дипломатических
представительств – посольств и миссий – необходимость в
демонстрации военной силы в таком виде отпала, но сама форма
выставления почетного караула, во многом измененная, осталась и
превратилась в современную норму международного протокола.
В настоящее время в большинстве стран мира в честь иностранных
официальных делегаций, возглавляемых руководящими деятелями
государства, при их встрече выставляется военный почетный караул
исполняются государственные гимны, производится артиллерийский
салют.
Потребовалось очень много времени, прежде чем выработались и
стали общепринятыми также другие современные правила протокола.
Так, по вопросу определения старшинства между главами
дипломатических представительств состоялись специальные
постановления Венского конгресса от 19 марта 1815 г,
подводившего итоги наполеоновским, и Аахенского конгресса
Священного союза от 21 ноября 1818 г. Эти два постановления
лежали в основе международной протокольной практики до 1961
года, просуществовав, таким образом, почти 150 лет.
Согласно этим постановлениям, были установлены следующие классы
дипломатических представителей:1) послы и нунции, 2) посланники
и интернунции, 3) министры-резиденты. 4) постоянные поверенные в
делах. При этом право назначения послов первоначально
признавалось за ведущими державами антинаполеоновской коалиции –
Россией, Австрией, Англией, Пруссией, а также Францией. После
Крымской войны 1853-1856 годов это право получила Турция; после
франко-прусской войны 1870-1871 годов – Германия: после
русско-японской войны 1904 года –Япония.
Эволюция вышеприведенной классификации на протяжении 19 века и
первой половины 20 века привела кроме исчезновения класса
министров-резидентов к постепенному сглаживанию различий между
послами и посланниками, являющихся отражением неравенства в
отношениях между государствами.
В утверждении принципа суверенного равенства государств, больших
и малых, видную роль сыграл декрет от 4 июля 1918г., подписанный
В.И.Лениным. Декрет отменял дипломатические ранги для глав
советских дипломатических представительств и устанавливал для
них единое название – полномочный представитель, полпред.
Некоторые капиталистические государства под предлогом мнимой
неясности протокольного положения советских дипломатических
представителей стали допускать дискриминационные действия. Они
пытались рассматривать полпредов, как представителей 4 класса,
то есть после послов, посланников и постоянных поверенных в
делах, а там, где еще сохранились министры-резиденты, и как
представителей 5 класса. Тогда для того, чтобы полпред мог
занять подобающе ему место среди дипломатических представителей
других государств в стране пребывания, в его верительных
грамотах стали указывать, к какому дипломатическому рангу он
относится – к послу или посланнику.
В результате многолетней работы по кодификации посольского права
различных комитетов и комиссий Лиги наций, а затем Организации
Объединенных Наций 18 апреля 1961 г. в Вене была подписана с
участием СССР Венская конвенция о дипломатических сношениях. Эта
конвенция в настоящее время регулирует многие вопросы
дипломатической практики, в том числе и протокола.
До постановлений Венского и Аахенского конгрессов вопрос о
старшинстве глав дипломатических представительств вызывал очень
много споров, поскольку каждый из них считал себя более старшим,
нежели другой, и поэтому претендовал на более почетное для себя
место на официальных церемониях, на приемах и т.д. Эти споры
приводили к вооруженным столкновениям и даже убийствам.
В книге Жюля Камбона «Дипломат», например, описывается следующий
случай: «Раньше, когда посол прибывал на свой пост, его
принимали с церемониями. Он, как выражались, совершал свой
въезд. Все послы выезжали к нему навстречу в своих каретах и
провожали его до дома. Это показное проявление вежливости чаще
всего служило поводом для конфликтов, ибо каждый из этих господ
оспаривал у других право на занятие более почетного места.
Дипломатическая история полна таких ссор. В 166году в Лондоне во
время въезда шведского графа Ваттевиля поссорились с лакеями
французского посла графа д'Эстрада и перерезала постромки у его
коляски; были пущены в ход шпаги и много французов, испанцев и
англичан были убито на месте».
Еще один подобный случай. В 1768 году в Лондоне происходил
дворцовый бал. Французский посол, опоздав на него, увидел, что
на его место рядом с австрийским послом сидит русский посол
Чернышев. Француз обошел их, а затем втиснулся между ними. Это
привело к дуэли, во время которой Чернышев был ранен.
В настоящее время дипломатам нет необходимости браться за шпаги
в споре за свое старшинство. Дипломатический протокол очень
быстро и точно решает этот вопрос.
Следует отметить, что старшинство для официального лица сейчас
также имеет значение и в частности дома. Однажды «Нью-Йорк таймс
мэгэзин» сообщил, что французский посол в Вашингтоне Э. Альфан,
будучи главным гостем на обеде в доме сенатора, где
присутствовали и другие официальные лица, отказался сесть за
обеденный стол, так как ему было отведено недостаточно почетное
место. Э.Альфан сказал, что как частное лицо он мог бы сидеть
даже и под столом, но как представитель своей страны должен
занять достойное место. Хозяин дома не стал спорить и посадил
его первым по правую от себя руку.
В историческом прошлом нашей родины дипломатический протокол,
называвшийся в те времена церемониалом, является одним из орудий
борьбы за становление и суверенитет Московского государства.
Московские послы весьма ревностно, например, отстаивали
«государеву честь», государственное именование великого князя,
его титул, в котором перечислялись все принадлежавшие ему земли,
в том числе завоеванные. Как говорилось в 17 веке, «самое
большое дело государскую честь остерегать; за государскую честь
должно нам всем умереть. Прежде всего нужно оберегать
государское наименование». Титул великого князя Московского, а
позднее царя как протокольная форма выражал целостность
государства и подтверждение конкретных территориальных прав.
Искажение титула или пропуск его составных чат ей в устном
обращении или в дипломатических документах был равнозначен
отрицанию приобретенных прав. Известно, что титул царя Ивана IY
(Грозного), венчавшегося на царство в 1547 году, различные
государства признали не сразу. Английская королева Елизавета I,
будучи заинтересованной в торговле с Россией и в отмене
таможенных пошлин для английских купцов, стала именовать Ивана
IY (Грозного) в своих письмах «царем» с 1555 года, а Польша
признала это титул только в 1634 году по Поляковскому договору.
При этом Россия обязывалась выплатить Речи Посполитой 200
тыс.рублей за отказ короля Владислава IY от претензий на
московский престол, на который его избрали 4 февраля 1610 года
представители феодальной знати, служившей тушинскому самозванцу.
Хотя Петр I игнорировал многие правила дипломатического этикета,
русская дипломатия по его указанию настойчиво боролась за
международное признание его императорского титула. Петр I был
провозглашен императором 22 октября 1721 года. При его жизни
этот титул признали лишь Голландия и Швеция.
Очень большую щепетильность в вопросе о титуле проявляла
Екатерина II. В 1766 году французский двор отказался к титулу
«Величество» прибавить слово «Императорское», объясняя это тем,
что такое добавление будто противоречит правилам французского
языка. Резолюция Екатерины II по этому поводу гласила: «Противу
же правилам языка и протокола российского принимать грамоты без
надлежащей титулатуры». Речь шла о верительных грамотах
французского посла, назначенного в Петербург.
В истории много других примеров, подтверждающих важное значение
протокола в дипломатической деятельности любого государства.
Соблюдение протокола в международном общении является
обязательным, поскольку отступление от его общепризнанных правил
или тем более нарушение их может нанести ущерб престижу, чести и
достоинству другого государства, его руководителям или его
официальным представителям, а следовательно, привести в какой-то
мере к осложнениям во взаимоотношениях..
В дипломатической практике немало случаев, когда из-за
нигилистского отношения к правилам дипломатического протокола
(«обойдемся без протокола») создавались конфликтные ситуации в
отношениях.
Сложившиеся в настоящее время правила, нормы протокола
регулируют почти внешние формы дипломатической практики. Однако
очень важно иметь в виду, что в зависимости от состояния
политических отношений с той или иной страной при практическом
применении правил протокола им придается, без нарушения их
основ, большая или меньшая торжественность, расширяется или
уменьшается их размах, количество и уровень участия официальных
лиц и т.д. В этом смысле интересна восточная поговорка:
«Церемониал – это фимиам дружбы».
Таким образом, дипломатический протокол отражает состояние
политических отношений между странами и полностью подчинен целям
и задачам внешней политики. И хотя его основные нормы
соблюдаются всеми государствами, его нельзя считать
космополитической категорией, одинаково применяемой в
международном общении вне зависимости от целей внешней политики
государства.
Протокол является политическим инструментом дипломатии.
Результаты его применения в определенной мере сказываются на
отношениях между странами и на отношениях их официальных
представителей. Вот почему необходимо знание норм
дипломатического протокола и их правильное и умелое применение в
практической деятельности.
Знание этих норм и умелое их применение – один из элементов
дипломатической квалификации и дипломатического мастерства.
Но надо подчеркнуть, что в понятие умелого применения советского
дипломатического протокола включается не только знание его
технических приемов – где, когда и какую норму протокола следует
применять, но прежде всего глубокое знание и понимание
принципов, основ, целей и задач внешней политики партии и
государства.
Член Политбюро ЦК КПСС, министр иностранных дел СССР А.А.Громыко
отметил: «Идеи марксизма-ленинизма, принципы пролетарского
интернационализма и мирного сосуществования, высокие
гуманистические идеалы, исторический оптимизм, составляющие
надежную основу нашей внешней политики, определяют ее
благородные цели, ее задачи – как ближайшие, так и отдаленные.
Прямая непрерывная линия последовательной борьбы партии за
претворение в жизнь этих целей и решение поставленных задач
протянулась от Декрета о мире к принятой 24 съездом партии
Программе мира и намеченным 25 съездом новым задачам КПСС в
международных делах.
На нынешнем этапе советские внешнеполитические цели, как
сформулировал их 23 съезд и подтвердили оба последующих съезда
партии, состоят в обеспечении совместно с братскими странами
благоприятных международных усилий для социалистического и
коммунистического строительства; в укреплении единства и
сплоченности стран социализма, их дружбы и братства; поддержке
национально-освободительного движения и всестороннем
сотрудничестве с молодыми развивающимися государствами; в
последовательном отстаивании принципа мирного сосуществования
стран с различным социальным строем, решительном отпоре
агрессивным силам империализма, избавлении человечества от новой
мировой войны».
УСТАНОВЛЕНИЕ
ДИПЛОМАТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
Последовательно претворяя в жизнь Программу мира, принятую 24
съездом КПСС, Советский Союз выступает за утверждение принципов
мирного сосуществования государств с различным общественным
строем, за развитие международного сотрудничества. На этом пути
задача расширения дипломатических отношений СССР с зарубежными
странами занимает одно из первых мест.
На 1 января 1979 г. СССР имел дипломатические отношения со 130
государствами, в то время как членами Организации Объединенных
Наций состояло 151 государство.
Кроме того, рационально-освободительная борьба народов
колониальных и зависимых стран против империализма будет
продолжать завершаться образованием самостоятельных государств и
тем самым получением права устанавливать дипломатические
отношения с другими государствами. Таким образом, число
самостоятельных государств на земном шаре будет увеличиваться, и
для советской дипломатии практическая работа по установлению
дипломатических отношений с другими странами будет оставаться
актуальной задачей.
Факт установления дипломатических отношений может быть
зафиксирован в телеграммах глав двух государств: главы вновь
образованного государства, сообщавшего об образовании
государства и согласии установить дипломатические отношения.
Переговоры по вопросу об установлении дипломатических отношений
могут быть поручены правительственной делегации, выезжающей в ту
или иную страну на празднества по случаю провозглашения в этой
стране независимости, и ли одному из дипломатических
представительств СССР за границей.
Практика показывает, что к таким переговорам следует тщательно
готовится и заранее определить, в какой форме они должны быть
закончены. Недоговоренность, половинчатость в результатах
переговоров, неточность в заключенном документе или коммюнике
делают впоследствии неясным вопрос, установлены дипломатические
отношения с этой страной или нет. Неясным бывает также вопрос,
на каком уровне установлены эти отношения – на уровне посольств
или миссий, с какого момента вступает в действие договоренность.
Во время этих переговоров обычно договариваются о самом факте
установления дипломатических отношений, об уровне
дипломатических представительств, которыми будут обмениваться
стороны, о сроке вступления в действие достигнутого соглашения
об установлении отношений. Договариваются также о форме
документа, который зафиксирует соглашение, о порядке и сроке
опубликования этого документа или только сообщения (коммюнике) о
с оглашении. В последнем случае согласовывается текст коммюнике.
Документами, оформляющими соглашение, могут быть или
двусторонние соглашение, или идентичные ноты, которыми
обмениваются представители, ведшие переговоры.
В практике проведения переговоров об установлении или о
восстановлении дипломатических отношений иногда допускаются
пробелы, которые трудно восстанавливать и которых,
следовательно, следует избегать. Так, например: а) иногда
переговоры не завершаются подписанием документа, а
ограничиваются устным обменом мнений, в результате чего одна
сторона считает, что договоренность достигнута и отношения
установлены, а другая полагает, что договоренность достигнута
лишь в принципе (что означает «в принципе», установить бывает
крайне трудно); б) в некоторых документах, как уже упоминалось
выше, не уточняется уровень диплом аттических представительств
(посольства или миссии), которыми будут обмениваться
договаривающиеся стороны, если конечно, невозможность этого
уточнения определяется политическими обстоятельствами; в) в
документах об установлении дипломатических отношений вопрос об
определении уровня дипломатических представительств, которыми
будут обмениваться стороны, иногда формулируется следующим
образом: «обменяться дипломатическими представительствами в
ранге посольств», что неправильно, так как ранги присваиваются
людям, а не учреждениям. следует писать: «обменяться
дипломатическими представительствами в ранге послов».
ОБМЕН НОТАМИ
МЕЖДУ НАРОДНЫМ КОМИССАРОМ
ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ СССР М.М. ЛИТВИНОВЫМ И
ПРЕЗИДЕНТОМ США РУЗВЕЛЬТОМ
ОБ УСТАНОВЛЕНИИ ДИПЛОМАТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
МЕЖДУ СССР И США
«НОТА ПРЕЗИДЕНТА США НАРОДНОМУ КОМИССАРУ ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ СССР
М.М.ЛИТВИНОВУ
Белый дом, Вашингтон
16 ноября 1933г.
Уважаемый Господин Литвинов,
Я крайне счастлив уведомить Вас, что в качестве результата
наших переговоров Правительство Соединенных штатов решило
установить нормальные дипломатические отношения с Правительством
Союза советских Социалистических Республик и обменяться Послами.
Я верю, что установленным ныне между нашими народами отношения
удастся навсегда о статься нормальными и дружественными и что
нашим нациям отныне удастся сотрудничать для взаимной пользы и
для ограждения всеобщего мира.
Я остаюсь, уважаемый Господин Литвинов, весьма искренне Ваш
Франклин Д. Рузвельт».
«НОТА
НАРОДНОГО КОМИССАРА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ СССР ПРЕЗИДЕНТУ США
РУЗВЕЛЬТУ
Вашингтон,
16 ноября 1933г.
Уважаемый Господин Президент,
Я крайне счастлив уведомить Вас, что Правительство Союза
Советских Социалистических республик радо установить нормальные
дипломатические отношения с Правительством Соединенных Штатов и
обменяться Послами.
Я также разделяю надежду, что установленным ныне между нашими
народами отношениям удастся навсегда остаться нормальными и
дружественными и что нашим нациям отныне удастся сотрудничать
для своей взаимной пользы и для ограждения всеобщего мира.
Я остаюсь, уважаемый Господин Президент, весьма искренне Ваш.
Максим Литвинов,
Народный Комиссар по Иностранным Делам
Союза Советских Социалистических республик».
ПРЕОБРАЗОВАНИЕ
МИССИЙ В ПОСОЛЬСТВО
В практике межгосударственных отношений в годы после второй
мировой войны укрепилась тенденция к повышению уровня
дипломатических представительств до 1-го класса – посольств.
Преобразование дипломатических представительств из одного уровня
в другой происходит, когда отношения между отдельными
государствами становятся более тесными и дружественными. В таких
случаях правительства соответствующих стран, желая подчеркнуть
состояние хороших между ними отношений, решают повысить уровень
своих дипломатических представительств и преобразовать их из
миссий в посольства, а посланников, которыми обменялись до этого
решения, возвести в ранг послов.
В настоящее время СССР поддерживает активные дипломатические
отношения со 105 странами, причем только на уровне посольств; с
остальными 25 странами из 130, с которыми СССР установил
дипломатические отношения, активных отношений в настоящее врем я
нет. Эти страны не имеют своих дипломатических представительств.
Но среди них есть страны, с которыми дипломатические отношения в
свое время были установлены на уровне миссий. Следовательно, в
будущем может возникнуть вопрос о повышении уровня
представительства до уровня посольства.
Преобразование миссий в посольства происходит в результате
двусторонних переговоров между правительствами соответствующих
стран.
Достигнутая договоренность о преобразовании миссии в посольство
оформляется путем обмена нотами между соответствующей миссией и
министерством иностранных дел страны, в которой находится эта
миссия.
ДИПЛОМАТИЧЕСКИЕ
РАНГИ
С 16 века в Европе наступает новая эпоха – эпоха разложения
феодального строя и формирования новых буржуазных общественных
отношений. Как пишет К.Маркс в «Капитале», к 16 столетию
относится «начало капиталистической эры», К этому времени
окончательно складываются централизованные государства –Испания,
Португалия, Франция, Польша, Австрия, Турция; мене крупные,
скандинавские государства –Дания, Швеция, Норвегия.
Во второй половине 16 века на европейскую арену выступает
Русское государство. Происходит общее усиление политических,
экономических и культурных связей. Европа вступает в новый
период международных отношений, характеризующихся учреждением
постоянных дипломатических представительств. Временные
дипломатические представительства, которыми государства
обменивались от случая к случаю, перестали удовлетворять
расширяющиеся и углубляющиеся международные связи.
Как указывает Г.Никольсон в своей книге «Дипломатия» (Москва,
1941,с.27), первая отмеченная в истории постоянная миссия была
учреждена в Генуе в 1455 году миланским герцогом Франческо
Сфорца. Пять лет спустя герцог Савойский назначил Юзебио
Маргария, протодиакона из Верчелли, своим постоянным
представителем в Риме. В 1496 году Венеция назначила двух
купцов, живущих в Лондоне, помощниками посла на том основании,
что «путь в Лондон очень длинен и опасен». Через несколько лет
постоянные посольства были учреждены итальянскими городами в
Лондоне, Париже и при дворе Карла Y. Другие державы последовали
их примеру.
В 16 веке Венеция уже имела постоянных послов в Вене, Париже,
Мадриде и Риме; резидентов – в Неаполе, Турине, Милане, Лондоне;
в свою очередь, император Священной Римской империи, короли
Франции и Испании имели в Венеции послов, а Рим – нунция.
Укреплялся международный авторитет Российского государства,
расширялись его связи с другими странами Первым постоянным
представителем России за границей был ее резидент в Швеции с
1634 - 1636 год Д.А.Францбеков.В 1673 –1677 годах Василий Тяпкин
был постоянным резидентом Москвы в Польше. В 1666 году в Москве
появился постоянный шведский резидент, в 1672 году – датский, в
1673 году – польский и в 1967 году – голландский.
Постепенно устанавливалась дипломатическая иерархия,
вырабатывались формы дипломатической переписки, более точно
регламентировался дипломатический церемониал (протокол).
Французский язык становился (вместо латыни) общепринятым языком
дипломатических сношений.
Однако эти организационные элементы дипломатической службы
развивались и делались общепринятыми медленнее, чем шло развитие
самой дипломатической деятельности, что и создавало почву для
острых конфликтов во взаимоотношениях, в особенности в вопросе
старшинства глав дипломатических представительств.
В ходе борьбы государств за укрепление своего международного
престижа дипломатические ранги исторически претерпевали
многочисленные изменения как в названиях, так и в значении. Так,
например, современное полное название ранга посла –«чрезвычайный
и полномочный посол» – возникло не сразу, а постепенно в борьбе
постоянно аккредитованных полномочных послов за свое
протокольное старшинство с чрезвычайными послами, прибывавшими
со специальными поручениями во главе чрезвычайных послов
(например, на коронацию и по другим особым случаям) и на этом
основании претендовавшими на особые почести и первые места по
отношению к постоянным послам. Чтобы на уступать старшинства
чрезвычайным послам, во второй половине XVII века в верительных
грамотах постоянных (полномочных) послов стали добавлять слово
«чрезвычайный», уравнивая тем самым в протокольном отношении
постоянных послов с чрезвычайными послами. Именно таким образом
возникло современное полное название ранга посла – «чрезвычайный
и полномочный посол». Соответствующим изменениям подвергались и
другие названия дипломатических рангов.
Например, русские дипломатические представители, посылавшиеся в
иностранные государства, когда-то имели названия: «послы
великие», «легкие послы», «посланники», «гонцы», «посланцы» и
«посланные». Эти названия находились в зависимости от цели и
значения посольства и важности государства, в которое посольство
отправлялось, а также от степени торжественности, которую желали
придать посольству.
Дипломатические ранги – это степени отличия глав дипломатических
представительств, дипломатического персонала посольств и миссий,
а также работников центрального аппарат министерств (ведомств)
иностранных дел.
Как уже упоминалось выше, чтобы ликвидировать конфликты,
возникающие на почве отсутствия единой международной
классификации дипломатических рангов, на Венском конгрессе 1815
года и Аахенском конгрессе 1818 года были приняты специальные
решения по вопросу о дипломатических рангах глав дипломатических
представительств, которые до заключения в 1961 году Венской
конвенции о дипломатических отношениях лежали в основе
международной дипломатической практики.
Полные официальные наименования глав дипломатических
представительств, принятые в современной международной практике,
следующие:
Посла – Чрезвычайный и Полномочный Посол, сокращенно –
Посол;
Посланника – Чрезвычайный Посланник и Полномочный
Министр, сокращенно – Полномочный Министр, или Министр;
Постоянного Поверенного в Делах – Поверенный в Делах.
Чтобы отличить главу дипломатического представительства этого
класса от временного поверенного в делах, принято в адресовании
документов (и вообще в документах) постоянному поверенному в
делах употреблять его французское наименование – Chargé
d’Affaires en pied, или Chargé d’Affaires avec letters;
Временного Поверенного в Делах – Временный Поверенный в
Делах. Его французское наименование, являющееся общепринятым, –
Chargé d’Affaires ad interim или Chargé d’Affaires a. i.
Служебные должности дипломатических работников советских
посольств и миссий следующие: советник-посланник, советник, 1-й
секретарь, 2-й секретарь, 3-й секретарь, атташе. Названия этих
должностей международные.
Дипломатические работники центрального аппарата Министерства
иностранных дел СССР, дипломатических и консульских
представительств СССР за рубежом имеют личные дипломатические
ранги.
Для глав дипломатических представительств дипломатические ранги
установлены Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 мая
1941 г.: Чрезвычайны и Полномочный Посол, Чрезвычайный и
Полномочный Посланник, Постоянный Поверенный в Делах.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 мая 1943 г. для
дипломатических и консульских работников установлены следующие
личные дипломатические ранги: посол, посланник 1-го класса,
посланник 2-го класса, советник 1-го класса, советник 2-го
класса, 1-й секретарь 1-го класса, 1-й секретарь 2-го класса,
2-й секретарь 1-го класса, 2-й секретарь 2-го класса, 3-й
секретарь, атташе. Эти ранги присваиваются в зависимости от
квалификации и успешного прохождения службы как в центральном
аппарате, так и в заграничных учреждениях СССР.
Ранги посла и посланника присваиваются Указами Президиума
Верховного Совета СССР. Право присвоения других дипломатических
рангов предоставлено министру иностранных дел СССР.
В составе дипломатического представительства имеются различные
категории атташе:
- атташе военные, военно-морские и военно-воздушные. Будучи
квалифицированными военными специалистами, они являются
представителями своего военного ведомства при военном ведомстве
страны пребывания. Одновременно они являются советниками главы
дипломатического представительства по военным вопросам;
- атташе специальные – по культуре, науке и технике, сельскому
хозяйству, экономике, промышленности, финансам, труду и т.п.
Некоторые капиталистические страны назначают атташе по делам
религии. Атташе специальные являются квалифицированными
специалистами в своей области; им поручается изучать в стране
пребывания вопросы по их специальности, а также вести
оперативную работу, связанную с поддержанием и развитием связей
между своими ведомствами и соответствующими ведомствами страны
пребывания. Иногда специальные атташе имеют дипломатические
ранги советника;
- атташе по делам печати (пресс-атташе). Это работник
дипломатического представительства, ведающий вопросами печати и
информации этого представительства. Им может быть любой опытный
дипломатический работник – один из секретарей или атташе;
- атташе дипломатический – младший дипломатический работник
дипломатического представительства и центрального аппарат
Министерства иностранных дел СССР. На эту должность назначаются
молодые люди, начинающие свою дипломатическую службу;
атташе почетные – лица, избравшие дипломатическую карьеру, но
еще не числящиеся на постоянной службе и не получающие
жалованья. Атташе почетные получают право проходить стаж в
каком-либо дипломатическом представительстве. По окончании стажа
они зачисляются на штатную дипломатическую службу. В советской
дипломатической службе атташе почетных нет.
Все категории атташе являются дипломатическими работниками
дипломатического представительства и включаются в состав членов
дипломатического корпуса. Они так же, как и члены их семей,
пользуются всеми дипломатическими привилегиями.
|