КОНСТИТУЦИОННОЕ
И РЕВОЛЮЦИОННОЕ ДВИЖЕНИЕ В ПЕРСИИ
Социальная структура
Для
понимания современного Востока необходимо вспомнить конституционное и
национально-освободительное движение в Персии.
В Персии, с
конца XIX века происходит ожесточенная борьба двух основных сил: на левом фланге
мы видим торговую буржуазию, к которой примыкают ремесленники и интеллигенция;
на правом фланге – помещичье-дворянское сословие, охотно блокирующееся с
придворными бюрократическими кругами.
Третья
сила, с которой приходилось бороться прогрессивным кругам, был западный
империализм, который опирался на отсталые полукочевые племена и на исконный
сепаратизм провинций.
Социальная
структура Персии начала складываться в 80 годах XIX века. До этого Персия была
страной натурального хозяйства, ведущей незначительную торговлю почти
исключительно импортного характера. В социальной области господствовали чисто
феодальные отношения. Властители племен и провинций представляли помещичью
земельную аристократию, сохранившую военный характер. Они концентрировали в
своих руках административно-судебные функции, и, не ведя собственного хозяйства,
получали с подданных треть урожая, идущего на их содержание и содержание
многочисленного двора.
Начиная с
70-х годов XIX века, вся эта старая социально-экономическая система идет на
слом. Переворот, происшедший в жизни Персии, вызван был «мирным проникновением»
России и Англии, затронувшим все стороны народного хозяйства и вызвавшим
необычайное оживление в области торговли. По только что отстроенным
железнодорожным магистралям Закавказской и Закаспийской устремился в Персию
поток дешевых европейских товаров, разрушивших туземное ремесло и необычайно
расширивших внутренний потребительский рынок. Наплыв европейских товаров вызвал
нужду в деньгах. Благодаря этому бурно протекает переход Персии от натурального
к товарно-денежному хозяйству.
В такой
типично аграрной стране, как Персия, этот процесс означал переход к
капиталистическому сельскому хозяйству. Торговля с Западом, в течение столетия
ограничившаяся исключительно ввозом продуктов западной индустрии (некоторые
сорта мануфактуры, сахар, чай), теперь приобретает ярко выраженный экспортный
характер. Теперь Персия начинает вывозить продукты своего сельского хозяйства:
хлопок, рис, сухие фрукты, шерсть Сбыт продуктов земледелия естественно вызвал
повышение ценности земель и разложил архаическое феодальное хозяйство,
рассчитанное только на внутреннее потребление.
Все имущие
классы: купцы, ростовщики (сарафы), духовные сановники, придворная бюрократия –
жадно бросаются на приобретение земель. В Персии нарождается класс помещиков – «мелькдаров»,
идущих на смену феодалам.
Способы
мобилизации земельной собственности носили самый разнообразный характер. Обычно
земли покупались у разорившихся феодалов, еще недавно стоявших во главе
полукочевых племен. Все чаще происходила самая беззастенчивая экспроприация
крестьянских участков или общинных земель. Все это сопровождалось тяжбами.
Иногда сами же крестьяне прибегали к закладничеству у крупных помещиков, чтобы
избежать поборов податных чиновников. Крупный помещик не стеснялся с последними
и просто закрывал им доступ в свои владения. Крупная помещичья собственность
создавалась также в результате стихийного расхищения церковно-благотворительных
земель.
В
результате всех этих процессов около половины обрабатываемых земель Персии
очутилось в руках помещиков. Некоторые из них являлись настоящими магнатами; так
«царь помещиков» принц Зилль-эс Салтане владел 2000 деревень.
Мобилизация
земельной собственности сильно подняла цену на рабочие руки. Стремясь приобрести
как можно больше батраков, помещики ведут ожесточенную борьбу против
самостоятельного крестьянского владения. Борьба эта была неравной. В
распоряжении помещиков были все орудия принуждения в виде вотчинного суда,
налогового аппарата. В результате мы видим не только обезземеливание крестьян,
но сплошь и рядом даже переход их на крепостное положение. Если в устах феодала
звучало: «мои подданные», то в устах помещика звучало: «мои крепостные».
Вторым
влиятельным классом в Персии является купечество. В Персии купцы сохранили
старинную корпоративную организацию, управляющуюся выборными старшинами; не
уплачивают в казну никаких налогов, помимо расходов на содержание базара.
Характерно, что Тегеран до 1906 г. давал казне лишь 20000-25000 туманов налогов.
Мирное
проникновение России во многих отношениях очень не выгодно отразилось на
положении персидского купечества. Она не только ввозила в Персию свои товары, но
экспортировала туда своих посредников, главным образом армян Закавказья, которые
благодаря связям с русскими фирмами, банками и представителями власти создавали
сильную конкуренцию местным купцам. Персидские купцы должны были платить
ростовщикам за ссуды по 20-25%, русские платили Учетному Банку лишь 6-7%, легко
получая под товары до 50% их стоимости.
Персидские
купцы вознаграждали себя за потери работой по экспорту. Тем не менее, им было не
под силу конкурировать с европейскими купцами, так как на них падала вся тяжесть
внутренних таможенных и дорожных сборов, от которых были освобождены европейские
коммерсанты. Развить же промышленность в условиях административного произвола,
отсутствия капиталов и общей отсталости страны, они были лишены возможности.
Все эти
обстоятельства вполне объясняют оппозиционное настроение среди персидского
купечества, направленное одновременно против своего правительства и против
России, парализующей своим проникновением развитие их экономической мощи.
Гораздо
менее влиятельный класс составляют ремесленники. Они группируются по цехам,
сохраняющим старинное устройство. В больших городах (Тегеран, Исфахан)
насчитывают 20-40 цехов. Последние обыкновенно входят в ремесленные союзы,
имеющие своей задачей: улучшение производства, защиту своих членов и т.д. В
некоторых городах благодаря низкому экономическому уровню развития, ремесленники
сращиваются с мелочной торговлей, и тогда базар находится в руках цехов;
наоборот, в Тегеране весь базар зависит от крупных оптовиков.
Персидское
ремесло находится в стадии упадка и распада организационных форм из-за
конкуренции со стороны западной промышленности. Положение их еще более
ухудшается из-за притеснений со стороны своих же оптовиков и администрации.
Благодаря
своему тяжелому положению именно ремесленники становились активными в борьбе за
свое положение в обществе. Ремесленники в виде протеста закрывали базары,
снаряжали отряды борцов – моджахедов.
Из-за очень
слабо развитой промышленности в Персии практически отсутствовали рабочие. Лишь
после 1908-1909 г.г. в стране стали организовываться рабочие союзы. В
конституционной борьбе они принимали участие вместе с ремесленниками, от которых
в социальном положении мало отличались.
Духовенство
также является классом персидского населения. Оно делится на две большие группы:
на крупное духовенство, связанное с мечетями, вакуфами, святилищами и на
огромную часть рядового духовенства, занимающего бедственное положение. Крупное
духовенство получает в свою пользу десятину с чистого дохода населения,
четвертую часть с наследств, а также доходы с сиротских имуществ, благодаря чему
в ее руках скапливаются крупные капиталы. Именно благодаря этому, в эпоху
мобилизации земельной собственности, представители крупного духовенства успешно
конкурировали с купцами и ростовщиками и часто становились влиятельными
помещиками.
Мелкое
духовенство вело полупролетарский образ жизни и обслуживало суды, школы,
нотариат; играло в стране роль низшей интеллигенции. В начале XX века их
положение также сильно пошатнулось. Прежде всего, правительство в поисках денег
отстранило их от управления доходными гробницами и прочими святилищами, которые
начали обслуживаться шахскими чиновниками. Еще более подрывали положение
духовенства те реформы, которые правительство пыталось проводить в судах,
стремясь сделать их светскими. Все это содействовало оппозиционному настроению
среди духовенства.
Краткий
анализ социальной структуры Персии показывает, что в начале XX века все классы
населения находились в состоянии недовольства.
Купечество
протестовало против колониальной политики России, которая, опираясь на бессилие
тегеранского правительства, препятствовала экономическому развитию страны.
Ремесленники также стихийно протестовали, стремясь в политических реформах найти
спасение от надвигавшейся экономической катастрофы.
Духовенство
в своей беднейшей части также вступило в лагерь оппозиции.
В
конституционном движение крестьянство не принимало никакого участия, так как
находилось в полукрепостной зависимости у своих помещиков и нещадно
эксплуатировалось. (См. далее) |