Фарси – государственный язык Ирана


КОНСТИТУЦИОННОЕ И РЕВОЛЮЦИОННОЕ ДВИЖЕНИЕ В ПЕРСИИ

Конституционная борьба

Оппозиционное движение в Персии началось с половины XIX века. В эту эпоху возникло, в несомненной связи с революцией 1848 г., – мощное религиозное движение – бабизи, которое наряду с мистическим доктринами, проповедовало также отрицание всех обрядов, равноправие женщин, единство и солидарность рода человеческого и т.д. Будучи таким образом не только религиозно-реформаторским, но и политическим движением, бабизм не мог не вызвать преследования со стороны центральной власти. Однако, к этому времени в Персии уже накопилось столько «горючего» материала, что шахским войскам пришлось 4 года вести упорную борьбу, пока это движение не было подавлено. Царствование победителя бабидов шаха Насер эд-Дина (1848-1896г.г.) было эпохой самой свирепой реакции.

Оппозиционное движение не прекращалось, но оно получило мистико-религиозный характер. Интереснейшей фигурой периода 80-х годов был основатель пан-исламского движения Сеид-Джемаль-эд-Дин-аль-Афгани. Агитируя в Персии, Константинополе, Индии и Египте за политико-религиозное объединение всех мусульман, он во время пребывания в Персии (1886-1890г.г.) обличал недостатки правительства, господствующих классов, чиновничества. Недаром его ученик Мирза риза убил Насер эд-Дина.

Другим конституционным деятелем той эпохи был армянин мальком Хан. Он сначала основал в Тегеране нечто вроде масонской ложи (Фарамуш-Хане), затем вынужден был перенести свою деятельность в Лондон, где начал издавать первую оппозиционную заграничную газету «Закон» (Канун). Последняя призывала к необходимости введения конституции и пользовалась большим влиянием среди интеллигенции.

В 90-х годах происходит первое массовое движение. Суть этого движения (1890г.): шах, вернувшись из Европы, приступил к реформированию судов. Духовенство, испугавшись потери судебных функций, в виде протеста организовало табачный бунт. К движению примкнули все крупнейшие представители шиитского богословия (муштхиды), на страну был наложен своеобразный табачный интердикт, в результате чего шаху пришлось уступить и аннулировать одновременно концессию, данную Tabacco Regie, и судебную реформу.

Вплоть до XX века все оппозиционные движения носили или религиозный характер? или же целиком инспирировались духовенством. В такой стране, как Персия, где еще не успели оформиться те или иные классы, и где поэтому стихийный народный протест получал идеологическое оформление через посредство интеллигенции, т.е. в условиях Персии – духовенство.

К началу XX века это положение вещей уже круто меняется. Прежде всего, произошел экономический переворот, вызвавший к жизни новые классы (буржуазия, помещики), постепенно проникающиеся сознанием своих собственных интересов. Сильнейшим образом форсировала рост самосознания исторически более прогрессивного класса –буржуазия, та беспощадная эксплуатация, которой подверглась Персия со стороны России и Англии, при рабском попустительстве со стороны Тегеранского правительства.

Что касается до прежних социальных группировок: ремесленников, рабочих, духовенства, они переживали под влиянием новых экономических факторов глубочайший кризис и стихийно протестовали против правительства, «продающего Персию иностранцам».

Фактором огромного значения является то, что это нарастающее движение широких масс получило теперь свое идеологическое оформление уже не через посредство духовенства.

События, произошедшие в России (революция 1905г.) оказали влияние и на Персию.

Прежде чем приступить к описанию массового конституционного движения 1906-1908 г.г., надо сделать одну существенную оговорку. Если мы в оценке его будем исходить из аналогии с западно-европейскими революциями, то неизбежно сделаем большую ошибку. Хотя мы и говорим о «персидской» конституционном или революционном движении, но необходимо помнить, что последнее было ограничено двумя-тремя провинциями Персии, в то время как остальные играли обыкновенно чисто пассивную роль, а иногда и враждебную.

Совершенно естественно, что центром движения были северные провинции (Азербайджан и Гилян). Более развитые экономически, в силу своих естественных богатств, количества населения, а также близости к России. Сравнительно более развитая буржуазия этих провинций, больше всего страдала от конкуренции русских торговых агентов, местные ремесленники особенно тяжело переживали внедрение западных товаров, убивающих их ремесло.

Что касается Хорасана, то он обыкновенно занимал резко враждебную позицию по отношению к оппозиционному движению. Объясняется это тем, что Хорасан в противоположность всей остальной Персии относительно выиграл от русского проникновения. Проведение закаспийской железной дороги через Ашхабад почти вдвое сократил стоимость ввозимых товаров. Замирение туркменов Закаспия избавило жителей Хорасана от их ежегодных разбойничьих экспедиций. Больше всего выиграло от этого влиятельное духовенство, имеющее в Хорасане главную шиитскую святыню – гробницу имама Риза в Мешхеде. Благодаря безопасности дорог, ведущих к последнему, усилился приток паломников, и духовенство учетверило свои доходы. Вследствие этого, поскольку движение против шахского абсолютизма, было одновременно направлено и против России – Хорасан не принял участия в нем и даже занял верноподданническую позицию.

Наконец, что касается центральных и особенно южных провинций Персии, полупустынных и редко населенных, то они не имели объединяющих центров и в значительной степени жили оторванной жизнью от остальной страны. Лозунг, брошенный северянами – борьба с шахом и Россией, не мог привлечь буржуазию Кирмана, Йезда или Шираза, так как она находилась под экономическим влиянием Англии, носившим несравненно менее опасный характер. Вследствие этого, в течение первых лет конституционного движения центральные и южные провинции проявляют, кроме немногих центров (Исфахан) почти полную политическую инертность и безразличие к завязавшейся борьбе. (См. далее)

Hosted by uCoz