|
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
АППАРАТ ИРАНА
ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ
ВЛАСТЬ ИРАНА |
|
ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ВЛАСТЬ ИРАНА |
|
Древнейшие государственные образования на территории Ирана
сложились в начале 3-го тысячелетия до нашей эры. С середины
VI века до нашей эры государством управляли Ахемениды. При правлении
Сасанидов (III-VII век нашей
эры) началась феодализация иранского общества. В середине VII
века нашей эры территорию Ирана завоевали арабы. С середины
XI-XII веков нашей эры страна находится под
властью Сельджуков. Начиная с XIII и середины
XIV веков нашей эры страной управляют монгольские
династии Хулагуидов. В начале XVI века нашей эры
утвердились Сефевиды, а с конца XVIII века до 1925
года Каджары. С 1925 года у власти находятся Пехлеви. С начала 60-х годов
шахское правительство приступило к осуществлению реформ с целью укрепления
монархического режима и военной мощи. Прозападная ориентация правительства
Пехлеви столкнулась с сопротивлением религиозных кругов. В 1979 году шах
Мохаммед Реза Пехлеви покинул страну. Лидер шиитов аятолла Хомейни вернулся из
ссылки 1 апреля 1979 года, и Иран был провозглашен исламской республикой и
получил новое официальное название – Исламская Республика Иран (ИРИ). На
общенациональном референдуме в декабре того же года была одобрена конституция
ИРИ, и произошедшие там политические изменения получили свое конституционное
оформление и закрепление. Иранское шиитское духовенство пришло к власти.
Образовался новый тип общественно-политического устройства государства на основе
верховенства духовной власти – принцип имамата. Лидер Ирана (имам Хомейни) сумел
добиться консолидации общества на основе выдвинутой им программы построения в
Иране исламского государства. Система правления «валяет- е факих» опирается на
принцип преемственности имамов, являющийся одним из устоев шиизма как самого
ортодоксального течения ислама.
Согласно конституции, управление страной осуществляется
тремя ветвями власти, функционирующими под контролем Духовного лидера, аятоллы
Хаменеи. Законодательная власть осуществляется меджлисом исламского совета
(парламентом), состоящим из 290 членов и избираемым на четырехлетний срок из
представителей народа прямым тайным голосованием. Спикер меджлиса – Мехди
Карруби. Во главе Исполнительной власти стоит президент, избираемый на четыре
года прямым голосованием (с мая 1997 года – Сейед Мохаммед Хатами, в июле 2001
года избран повторно). Главу Судебной власти назначает Лидер страны на
пятилетний срок из числа сведущих в судебных делах муджтахидов. Глава Судебной
коллегии (аятолла Махмуд Хашеми Шахруди) имеет право назначать и увольнять
судей, предлагать законопроекты, связанные с судебной властью. Он фактически
независим от двух других ветвей власти, исполнительной и законодательной, и
ответственен только перед Духовным лидером страны. Министр юстиции в
исполнительной ветви власти имеет административные функции и не играет важную
судебную роль. Контролирует юридическую систему страны Совет стражей исламской
революции.
Существенное воздействие на управление государственными
институтами оказывают Совет по определению государственной целесообразности
(создан по указу имама Хомейни в 1988 году) и Наблюдательный совет (Совет по
охране конституции, функционирующий с 1988 года). Эти органы выступают связующим
звеном между аппаратом «вали-е факих» и тремя традиционными ветвями власти.
Механизм формирования этих двух органов, их направленность и компетенция
определены конституцией.
Наблюдательный совет призван взаимодействовать с
законодательной властью, следя за соответствием принятых меджлисом исламского
совета (парламентом) законов и других нормативных актов божьим предписаниям,
исламскому канону.
Совет по определению государственной целесообразности
(председатель – Али Акбар Хашеми Рафсанджани) занимается разработкой
стратегических, макро политических вопросов, которые входили раньше в
прерогативу самого духовного лидера страны. Организационно он опирается на
разветвленный аппарат, в который входят секретариат во главе с первым
вице-президентом страны, пять комиссий, а также управление по связям с
общественностью. Кроме того, Совет располагает мощным центром стратегических
исследований. Заседания Совета проводятся раз в две недели. Рассматриваются
наиболее злободневные проблемы внутри- и внешнеполитической жизни страны. На
Совет возложена ключевая роль в деле координации действий трех ветвей власти.
|
|